Информационные технологии

В соответствии со Стратегическим планом развития ОАО «Банк БелВЭБ» на период 2013 – 2015 гг. в 2015 году было продолжено развитие информационных технологий в банке по трем главным направлениям:

модернизация инфраструктуры информационных технологий для реализации клиентоориентированной модели бизнеса;
создание мощной системы бизнес-анализа;
построение гибкой системы управления бизнес-процессами на базе BPM-системы.

Можно констатировать, что по всем указанным направлениям в целом удалось реализовать ключевые проекты, благодаря которым Банк БелВЭБ вышел на новую информационно-технологическую платформу. В рамках реализации указанных направлений автоматизации в 2015 году реализован ряд крупных проектов.

Модернизация инфраструктуры информационных технологий.

Важнейшими были проекты по расширению функционала двух доминант автоматизированной банковской системы УОС Equation и процессинговой платформы Way4 путем внедрения новых модулей.

10 июля исполнилось 20 лет со дня начала эксплуатации в Банке БелВЭБ УОС Equation. На территории СНГ и стран Балтии для данной системы это рекордный срок. Крупнейшими разработками в среде

УОС Equation в 2015 году были реализация мероприятий проекта по оптимизации выверки документов дня и проекта по переходу на взимание предоплаты за дистанционное банковское обслуживание. В 2015 году начал функционировать модуль «Система расчетов» УОС Equation. Завершен первый этап внедрения «Автоматизация обработки в УОС Equation платежных инструкций по международным банковским переводам в иностранной валюте». Далее предстоит работа по вводу в эксплуатацию функциональности входящих валютных платежей (второй этап) и платежей в белорусских рублях (третий этап).

Выполнен большой объем работ при реализации проекта создания распределенного центра обработки данных (ЦОД) системы процессинга. Проект осуществлялся для минимизации системных рисков, обеспечения информационно-технологических ресурсов для реализации стратегических целей Банка БелВЭБ, повышения отказоустойчивости автоматизированных систем банка. Идеология архитектуры ЦОД не делит центр на основной и резервный, а предусматривает параллельную работу двух площадок. Определены, согласованы и начаты мероприятия с международными платежными системами по обеспечению миграции процессинга.

Получило дальнейшее развитие направление по виртуализации оборудования и рабочих мест пользователей – начата эксплуатация системы хранения данных Vplex и кластера UCS.

Создание системы бизнес-анализа.

Были продолжены работы по становлению корпоративного хранилища данных (КХД). Были разработаны и утверждены локальные нормативные акты по функционированию КХД, создана резервная программно-техническая среда, расширен реквизитный состав КХД и модернизирована процедура импорта информации. В КХД разработаны и переведены в промышленную эксплуатацию пруденциальные формы отчетности, отчеты по интеграционным сделкам с Российской Федерацией, отчеты по рискам, отчеты по анализу активов и пассивов, по анализу розничного бизнеса и другие (около 200). Указанные работы существенно сократили время подготовки и трудозатраты по формированию отчетности. Завершена автоматизация процесса подготовки и отправки информации в автоматизированную информационную систему «Кредитное бюро» Национального банка Республики Беларусь.

Проведение обучения персонала работе в среде КХД стало весомым шагом на пути освоения специалистами банка современного инструментария самостоятельной аналитической работы.

Построение гибкой системы управления бизнес-процессами.

Главной составляющей направления построения гибкой системы управления бизнес-процессами было и остается внедрение BPM-системы.

С точки зрения вовлечения трудовых ресурсов это был самый ресурсоемкий проект в 2015 году. Данный проект способствовал получению ценного опыта ведения и организации проектов и реорганизации бизнес-процессов для методологических служб банка. В 2015 году начата эксплуатация данной системы. Первым шагом был перевод ряда основных функций работников розничного фронт-офиса на BPM-систему в рамках мероприятий по централизации ведения пассивных операций. Следующим шагом стало ведение карточки корпоративного клиента в BPM-системе.

В рамках ВРМ-системы осуществлена разработка и внедрение программных приложений:

по открытию, переоформлению и закрытию счетов;
по управлению проблемной задолженностью;
по централизованному управлению каталогом банковских продуктов;
по формированию заявок на выдачу и обслуживание личных банковских платежных карточек;
по централизованной обработке договоров эквайринга.

Была проведена работа по разработке ИТ-стратегии BPM-системы.

В рамках автоматизированной системы согласования выдачи кредитов (АС СВК) был реализован ряд мероприятий в части разработки модуля работы с залогами, обеспечения идентификационного учета работодателей, автоматизации принятия решений с учетом черного списка, оптимизации хранения документов, доработки кредитного калькулятора, скоринга, механизма установления лимитов, механизма формирования СМС-сообщений, разработки функционала «Сравнение документов», механизма обработки нескольких заявок одного клиента, изменения алгоритма расчета платежеспособности клиента.

В рамках проекта по взаимодействию с ЕРИП доработано программное обеспечение по взаимодействию с указанной системой в части погашения кредитов и пополнения через ЕРИП текущих счетов, открытых в Банке БелВЭБ. Кроме того, Банком БелВЭБ первым из банков республики обеспечен переход на новый протокол взаимодействия с ЕРИП с расширением возможностей для пользователей в части установки пароля на личную корзину платежей, единого лицевого счета и др.

В рамках разработки новой версии кассовой системы (СКС) модернизированы следующие модули СКС: «Учет драгоценных металлов», «Прием валюты на инкассо», «Формирование анкет», «Прием выручки единолично кассовым работником», «План проверок, расчет премии кассовым работникам в зависимости от выполненных операций». Проведена централизация базы паспортных данных в СКС.

Дополнительно для работы с ценностями проведены:

модернизация модуля по мониторингу банкоматов банка для целей своевременного и оптимального пополнения денежной наличностью и контроля работоспособности;

работы по внедрению системы оптимизации пополнения банкоматов.

В рамках проекта по автоматизации операций по приему, пересчету, выдаче и учету ценностей выполнена установка, настройка программного обеспечения «Наличное денежное обращение», а также интеграция с СКС.

В рамках проекта «Прием денежной наличности через автоматическую депозитную машину (АДМ)» выполнена настройка АДМ для ООО «ЕВРОТОРГ».

В рамках развития системы дистанционного банковского обслуживания в 2015 году развернуты системы «Интернет-Банк» и «Бизнес-онлайн» для корпоративных клиентов, проведена децентрализация системы регистрации ключей электронной цифровой подписи, доработана система регистрации заявок клиентов, реализована обработка новых документов (внебиржевые курсы, заявления на приостановление и т.д.), добавлена отправка клиентам платежных требований с отметками об исполнении или отказе.

На базе УОС Equation и системы «Клиент-Банк» в текущем году был успешно реализован проект по автоматизации процесса регистрации сделки клиента и выполнения банком функций агента валютного контроля.

С точки зрения развития информационных технологий предыдущий проект интересен тем, что в его рамках была заложена основа формирования централизованного хранилища нecтpyктypированных данных и системы управления контентом (ECM-система) на базе программного продукта IBM FileNet. Параллельно был осуществлен переход на данную платформу электронного архива банка. Разработана концепция развития ECM-системы. Система ECM ориентируется на работу с неструктурированной информацией в любом виде, включая офисные текстовые и табличные электронные документы, а также рисунки, чертежи, графики, презентации, сканированные изображения, сообщения электронной почты, веб-страницы, видео-, аудиофайлы – фактически все многообразие контента, необходимого для эффективного ведения бизнеса. Основная задача системы ECM — это поддержание полного жизненного цикла информации, от ее создания или получения извне до уничтожения, когда она теряет свою ценность.

Функциональность ECM-систем отличается от систем электронного документооборота возможностью работать не только с документами, которые сегодня являются лишь малой частью корпоративного контента, но и с любыми другими видами данных: сообщениями электронной почты, графическими изображениями, фотографиями, аудио- и видеофайлами, веб-страницами, файловыми системами, оцифрованными материалами.

В области бизнеса банковских карточек и развития процессинга внедрены новые технологии и услуги, среди которых:

перевод денег «С карточки на карточку» в услуге «Интернет-Банк», позволяющий в режиме реального времени перевести деньги с карточки клиента на другую его карточку или карточку другого клиента банка;
технология 3D-Secure при расчетах карточками системы Visa International банка в сети Интернет, что многократно повысило безопасность таких операций;
автоматическое подключение услуги «SMS-оповещение» для всех выдаваемых карточек;
оптимизация совершения расходных операций по счетам и переход на онлайн-зачисление по дебетовым карточкам, при котором средства становятся доступными на карточке сразу после зачисления денежных средств на счет.

Выполнены работы по ряду других технологических проектов, не столь заметных конечному пользователю, но имеющих важное значение с точки зрения соответствия требованиям платежных систем, Национального банка Республики Беларусь, повышения уровня автоматизации, увеличения производительности труда, снижения затрат.

Среди других мероприятий Банка БелВЭБ в области информационных технологий, реализованных в 2015 году, следует выделить:

доверительное управление денежными средствами клиентов банка;
развитие функционала внутреннего портала банка;
завершение работ по внедрению почтовой системы MS Exchange;
автоматизацию процедуры планирования и учета отпусков работников;
автоматизацию деятельности подразделения внутреннего аудита;
расширение IP-телефонии в офисах банка;
продолжение работ по установке системы управления очередью;
вовлечение в автоматизированную систему централизованного управления доступом (АС ЦУД) новых систем;
расширение функционала и установка системы контроля качества для контакт-центра;
автоматизацию ведения бухгалтерского учета межбанковских кредитов и депозитов, внешних государственных займов и привлеченного постфинансирования;
автоматизацию операций по счетам «Ностро» в части SWIFT-платежей;
разработку и внедрение системы мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов;
совершенствование системы взимания вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание;
финансовую экспертизу бизнеса;
MasterCard E-commerce.

В рамках государственных программ банк осуществил:

переход к режиму непрерывного двойного аукциона на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

реализацию электронного взаимодействия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и банковской системы при представлении сведений о движении денежных средств по счетам клиентов;

предоставление информации в Национальный банк Республики Беларусь по безналичным платежам на территории Республики Беларусь.

В 2016 году Банком БелВЭБ будут продолжены работы по:

совершенствованию цифровых технологий и дистанционного обслуживания клиентов;
развитию функционала внедренных автоматизированных систем: учетно-операционной системы, управления бизнес-процессами, корпоративного хранилища данных, планирования и бюджетирования, учета материальных ценностей, централизованного управления доступом, управления рисками, электронного документооборота по согласованию кредитных заявок, по управлению персоналом и др.