28
Апр, 2014

При поддержке Банка БелВЭБ в Беларуси отреставрирована уникальная древняя икона

ОАО «Банк БелВЭБ» и Музей древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси завершили проект по реставрации уникальной древней белорусской иконы «Вознесение Христово – Покров Богородицы».

Икона «Вознесение Христово – Покров Богородицы» является одним из ценнейших произведений иконописи, хранящихся в Музее древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. В музейное собрание она поступила в 1970 году из закрытой Покровской церкви д. Хабовичи Кобринского района Брестской области.

Проведенное предварительное обследование иконы позволило установить, что она имеет два слоя. Верхний – это сюжет «Вознесение Христово», который можно датировать концом XVIII – началом XIX века. Под ним находится ещё один красочный слой с сюжетом «Покров Богородицы». Рентгеновский снимок показал, что это живопись второй половины XVII – XVIII веков.

В силу трудоемкости и сложности работ реставрация иконы проводилась более года. Финансовую помощь в приобретении для этих целей дорогостоящих материалов оказал Банк БелВЭБ.

«Нынешний проект с Национальной академией наук имеет большую значимость для Банка БелВЭБ, ведь мы традиционно уделяем много внимания вопросам сохранения культурного и исторического наследия Беларуси, – отметил заместитель Председателя Правления ОАО «Банк БелВЭБ» Дмитрий Левданский. – От имени Банка БелВЭБ я благодарен всем научным сотрудникам, всем специалистам – реставраторам, которые трудились над этим полотном».

Выполненная реставраторами Музея древнебелорусской культуры работа поистине уникальна. Решение таких сложных задач по разделению живописных слоев в станковом произведении до настоящего времени не проводилось. Она сочетала в себе детальное исследование иконы, изучение иконографии библейских сюжетов, поиск и подбор аналогов в отечественном и мировом искусстве.

Утвержденный реставрационным советом музея план работ состоял из ряда последовательных операций. На первом этапе было выполнено калькирование первого изображения «Вознесение Христово» с учетом всех имеющихся утрат живописного слоя. Затем на лицевую поверхность иконы была наклеена дублирующая защита из двух слоев миколентной бумаги.

Следующая операция была самой ответственной. С помощью подобранных растворителей осуществили размягчение красочного слоя. Затем его по миллиметровым шагам отделяли от нижнего слоя живописи и накручивали на специально изготовленный вал. Снятую тончайшую пленку живописи перенесли на временную твердую основу и распрямили, выдержав некоторое время под грузом.

Работа над снятым живописным слоем потребовала устранения продольной щели, проклейки по его периметру специальной бумаги для растяжки. После этих операций снятый с иконы живописный слой был растянут на реставрационном подрамнике. Затем последовала работа по укреплению живописной поверхности и отслоившихся фрагментов грунта и красок.

Параллельно выполнялась работа на открывшемся слое живописи на доске с изображением сюжета «Покров Богородицы».

Второй сложнейшей задачей было сохранение двух живописных слоев на снятом с иконы красочном слое: в большинстве мест живописные поверхности соприкасались, поскольку между ними не было слоя грунта. Для защиты живописи были нанесены десять слоёв лака с выдержкой каждого до полного высыхания (от 24 до 30 часов), что заняло более полумесяца.

Для большего укрепления красочного слоя было принято решение уложить на ее внешнюю поверхность специальную армирующую прозрачную тканую сетку. Только после этого стало возможным перенести два живописных слоя на твердую прозрачную основу из оргстекла.

Заключительным этапом стала работа над живописной поверхностью с изображением сюжета «Вознесение Христово». Реставраторы удалили укрепляющий слой миколентной бумаги с лицевой поверхности, очистили изображение от загрязнений и старого покрытия лаком. Было выполнено подведение грунта в местах наиболее крупных утрат, нанесены тонировки.

Результатом уникального расслоения иконы и сложнейшей ее реставрации стало восстановление и возвращение к жизни двух живописных произведений, двух икон: «Вознесение Христово» и «Покров Богородицы».  


Возврат к списку