Бизнес

Наблюдение как метод исследования в бизнес-психологии

Расскажем про один из методов бизнес-психологии, его достоинства и недостатки.

Автор:
Редакция
04.07.2022
4 минуты чтения

Методы психологии бизнеса очень разнообразны. Они основаны на общих принципах психологии, а также принципах смежных наук, таких как экономика, социология, менеджмент и т.д.

Среди методов бизнес-психологии можно выделить следующие группы: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные.

Источник фото: hse.ru

Наблюдение – один из основных методов, используемых для диагностики деятельности предпринимателя, изучение его как личности, а также его поведения, взаимоотношений в коллективе и т.д. Важно использовать этот метод для исследований только в той среде, в которой человек проводит в жизни. Именно тогда результат исследования будет достоверным для дальнейшей работы. Ведь зачастую невозможно повторить ту же ситуацию в искусственно созданных условиях.

Метод наблюдение актуален не только в теоретической части работы психолога, но и в практической. Например, при работе в качестве «тайного покупателя» или оценке реакции сотрудников на нововведения в компании и т.д.

Достоинства и недостатки метода

У наблюдения как метода есть свои достоинства и недостатки. Среди положительных качеств можно выделить: возможность наблюдения процессов и явлений со стороны, при этом в стандартных, привычных условиях для испытуемого. В этом же есть и свой недостаток. Иногда человек, за которым наблюдают, может менять своё поведение и влиять на процессы не стандартным образом. А также возможно влияние настроения, симпатии или эмпатии к человеку или событию.

Источник фото: s9.travelask.ru

Но все же метод важен и необходим для получения общего представления происходящего и изучения поведения индивидов в различных ситуациях.

Наблюдение можно разделить на следующие разновидности:

  • открытое – исследуемый субъект знает о наблюдении со стороны;
  • закрытое – наблюдение со стороны, но при этом тот, за кем наблюдают, не знает об этом;
  • включенное – исследователь участвует в событии или процессах деятельности компании, но субъект наблюдения не знает об этом;
  • стороннее – наблюдение со стороны со стороны без вмешательства в ситуацию.

Первоначально может показаться, что наблюдение – это простой и понятный метод, который не требует подготовки. На деле это далеко не так. Для получения максимально достоверных исследований необходимо тщательно подготовиться к наблюдению:

  • разработать программу с учётом специфики и условий работы;
  • отметить наиболее важные объекты и этапы;
  • определить параметры, по которым оно будет проводиться;
  • подготовить протоколы для фиксации исследований или фото-, аудио-, видеоаппаратуру.

Источник фото: cdn-user30887.skyeng.ru

Наблюдение может проводиться не одним человеком, а несколькими. В этом случае полученные в результате исследования данные сопоставляются и обобщаются. Это позволяет изучить и оценить действия с разной стороны.

Для применения данной методики Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) создана этический кодекс. В соответствии с ним для проведения наблюдения необходимо соблюдать определённые правила. Среди них:

  1. При проведении исследования в общественном месте, получение обоснованного согласия участников не считается необходимостью. В другом же случае, необходимо его получить.
  2. Исследователь должен исключить причинение вреда и максимально снизить возможный ущерб.
  3. Необходимо проводить исследование без вторжения в личную жизнь субъекта.
  4. Конфиденциальность информации об исследовании и данных субъекта.
Оцените статью

Устройте бизнес поудобнее с пакетами услуг РКО

Подробнее